Первоначально Курский вокзал находился совсем не там, где мы привыкли его видеть, и назывался совсем по-другому. Небольшой деревянный Нижегородский вокзал был построен за пределами города у Покровской (ныне Абельмановской) заставы, по левой стороне нынешней Нижегородской улицы. Место для вокзала выбрал лично П.П. Мельников, занимавший в середине XIX века должность министра путей сообщения.
Долгие годы этот вокзал считался временным. Правление железной дороги добивалось переноса вокзала ближе к центру города, поэтому не видело смысла в постройке нового здания на старом месте. Рассматривались варианты расположения вокзала у Гороховой улицы, на Садовом кольце или объединения его со станцией Николаевской железной дороги, но все они были отвергнуты.
Новый Курский вокзал открылся для пассажиров в 1896 году. Одновременно в газетах было объявлено, что старый Нижегородский вокзал закрывается и все поезда Нижегородского направления будут отправляться с нового Курского вокзала. Вокзал представлял собой симметричное здание с белыми колоннами, двумя портиками и двумя башнями с куполами. Его автором был архитектор Н.И. Орлов. Правое крыло вокзала было отдано Нижегородскому (Горьковскому) направлению, а левое – Курскому. Старое деревянное здание Нижегородского вокзала ещё много лет использовалось под различные нужды. Сейчас на месте старого вокзала и станции находятся жилые кварталы и ничто уже не напоминает о железнодорожном прошлом этого места.
Что может быть в нём интересного в этом самом «простом» из Московских вокзалов - Курском, фасад из стекла и бетона, кассы в которых стояли в очередях за заветными билетами на Юг. Разве здесь есть история, архитектура? Оказывается, этот вокзал не так прост.
Приглашаем открыть для себя секреты Курского вокзала, найти старинное здание, скрытое от наших глаз. Разобраться с количеством вокзалов на этом месте. Проследить историю строительства Московско-курской и Нижегородской железной дороги. Посмотреть на комплекс Московского газового завода
Узнать, как связаны вокзалы Москвы и Рима. Полюбоваться интересной живописью, и отыскать изображение Москвы начала XX века на стенах. Узнать об интересных поездах и видах подвижного состава, которые видели перроны вокзала. Восхититься грандиозными проектами реконструкции московских вокзалов 1930-х годов.
А так же узнать, познакомиться с удивительными подземными вокзалами станцией метро Курская Арбатско-Покровской линии и станцией Курская кольцевой линии.